Sunday, April 3, 2011

Cochrane rally 2011 (Russian version)


Cochrane Winter Rally 2011
(for English version, click here)


Ралли Cochrane проводится как первый этап Western Canadian Championship. Это ралли хоть и называется зимним но часто проходит в марте и по дорогам где снега бывает мало. Здесь снега наваливает не в марте а в мае. 

Так и в этот раз, прекрасное солнечное воскресенье, 19 команд, 19 машин стоимостью от 150 до 2-4 тысяч, 10 из них субары но только одна такая как наша – Impreza STI 1995 года прямо из Японии, почти как у легендарного Колин Макрея ;-)
Правда моя машина полностью стандартная (если не считать ралийных амортизаторов), здесь нет ни раллийной коробки ни активного центрального диференциала с набором программ, ни многодискового переднего диференциала. Но для тагого чайника как я и стандартной STI пока достаточно. Тем более что это не просто STI а STI Type-RA - ралийная заготовка, здесь топливные и тормозные шланги идут не под машиной а в салоне, здесь есть радиатор для гидроусилителя руля, есть и люк вентиляции в крыше что очень полезно для раллийной машины. 
Правда здесь стоит простой открытый передний диференциал а не LSD как в новых STI из магазина, здесь нет компютера управляющего центральным диференциалом и мощности здесь меньше чем в новых STI но зато моя машина легче а это тоже важно.

перед стартом

наша команда время зря не теряет

Перед ралли я себя настраивал на спокойную езду, уговаривая себя хотя бы три первые стадии проехать в спокойном ритме. Для этого было по крайней мере три причины:

- Я безуспешно пытался подстроить подвеску под скользкую дорогу. Замена пружин на более мягкие помогла работе передней подвески но зад почему то не стал мягче а наоборот зажался как камень, в результате “задница” машины дорогу держала плохо, “летала” по снегу и льду. Да и денег на новую резину пожалел а на старой уже половины шипов не было.

- Весьма неоднородное и местами очень коварное покрытие дороги. Пушистого красивого снега разлетающегося веером от машин скользящих из поворота в поворот, как и положено на настоящем зимнем ралли, практически не было. Зато было все остальное: шершавий лед, полированный лед, мокрый лед, утрамбованный снег, вода, гравий, грунт. Причем состояние дороги меняется постоянно и не всегда предсказуемым образом, по крайней мере для таких неопытных экипажей как мы. Например, одни участки подтают на солнце и вместо сухого грунта на котором можно зацепится даже на зимней резине появится слой жидкой глины на которой скользишь как по мокрому льду. В других местах, в зонах торможения, шершавый лед раскатают впереди идущие машины. В таких условиях легенда и штурман конечно помогут но и мне головой придется думать на всю катушку.

- Еще одна причина - специфика ралли. Похоже на этом ралли норма когда быстрые пилоты на быстрых субарах вылетают в сугробы, тратят драгоценные минуты пока их коллеги на медленных VW Golf наматывают километры и приезжают на второе, третье место а то и вовсе занимают весь подиум. Кроме того я уже примерно знал свои силы и скорость других пилотов и знал что в десятку я войду даже если буду ехать очень спокойно, а при удачном раскладе и в пятерку. А вот подиум мне светит только если более быстрые и опытные экипажи повылетают. 
на старте






К сожалению моего настроя на спокойную езду хватило не на три а только на первую стадию. На второй стадии я рванул сразу со старта, подлетел к ретардеру чуть быстрее чем надо было и вместо того чтоб просто сбить одну фишку и получить 10 секунд штрафа, я попытался обьехать фишку и вылетел в сугроб :-( И просидели мы в том сугробе больше 10 минут несмотря на помощь маршалов которые помогали нам откопатся. 
Кстати на этой весьма простой стадии вылетело 3 машины, JC (победитель прошлого Kananaskis rally) точно так же вылетел впереди меня на втором ретардере и потерял там минут 20.

После того как нас все таки вытащили на дорогу я был абсолютно спокоен, зная что теперь мне top 5 не светит совершенно и что можно ехать не спеша и просто получать удовольствие от солнечного дня и классной дороги (треться и четвертая стадии обещали быть очень интересными)
Да, я был абсолютно спокоен и расслаблен, пожалуй целую минуту, пока мы пристегивались и набирали скорость. Где то после 120 км/час мозг сам переключился в режим “какой русский не любит быстрой езды” а после 140 в режим “какой раллист не мечтает гонять как Колин Макрей”.




Подлетая к самому опасному месту этой стадии (правый 4- на узкий мост) я знал что лед перед мостом могли раскатать впереди идущие машины (мы ведь пропустили почти всех пока откапывались), я знал что мост узкий, я знал что рисковать в этом месте ради нескольких секунд не стоит. Тем не менее я решил что настоящий раллист должен рисковать, что зрителям нужны зрелища и вместо торможения я просто поставил машину немного боком чтоб она притормозила сама пока едет боком и аккуратно вошла на мост. И все бы получилось если бы сцепление с дорогой на всем пути было таким же как и там где я “выставлял” машину на утрамбованном cнегу. Но дальше пошел полированый лед (ну я же предупреждал! сказало мне мое второе я), я это сразу почуствовал и понял что приплыли - сейчас мы ударимся об мост левым боком, повредим подвеску, затем машина отскочит от удара и если я не сработаю очень быстро и правильно, нас развернет и мы ударимся еще и правым боком или разложимся прямо на мосту.

(c) by Stan25


В ралли часто приходится делать все на упреждение – поворачивать машину еще до поворота, а в повороте наоборот уже ехать прямо, начинать корректировать занос еще до его возникновения, и т.д. Так что я приготовился коректировать вращения после предполагаемого сильного удара и с криком “Банзай!” влетел на мост. Но на самом мосту машина зацепилась за грунт и ударилась об мост гораздо слабее, в результате и коректировать надо было гораздо меньше. Думаю что я не успел все правильно пересчитать и хоть мост мы проскочили без потерь (ну чуть не порвали резину и чуть царапнули бампер), зато сразу на выезде я зацепил снег или ограждение моста. Зацепил чуть чуть но на скорости этого было достаточно. 



 
Машина взлетела а в воздухе уже рули не рули - результат один. Но я все же куда то рулил :-) 
Хоть я ничего не видел из-за снега летящего в лобовое стекло но знал что дорога слева и пытался вырулить туда пока машина не остановилсь в канаве. 



  



 Чуть чуть не хватило скорости и мы сели на пузо буквально в 50 метрах от финиша второй стадии.


Тут же подбежали зрители и начали нас выпихивать. Польские любители ралли (кстати тут относительно много и команд и соответственно болельщиков из Польши) знают что у гонщиков каждая секунда на счету поэтому тянули, копали, толкали и раскачивали нашу машину изо всех сил. За что мы им очень признательны. 




Но здесь не Европа, а мы не чемпионы мира, поэтому зрителей было не 250 а всего пятеро и нас смогла вытащить только сервисная машина замыкающая этап.


50 метров до финиша стадии и дальше до сервис зоны мы конечно доехали но было понятно что где то в этом снегу я поймал камень и повредил переднюю подвеску. 


Не сильное повреждение, всего лишь рычаг и наверно ступица. Профессиональные команды меняют коробку передач за 15 минут, не говоря уже о такой мелочи как у нас. Но у нас не было запасного рычага так что мы превратились в зрителей.






На следующей же стадии многократный местный чемпион Hardy Schmidtke слетел в обрывчик, срубил дерево, разбил машину. Видимо порвались топливопроводы, бензин и/или масло попало на раскаленную турбину и выпускной коллектор, начался пожар который не удалось потушить. Машина сгорела почти вся :-( Команда в порядке, если не считать морального урона. Как говорится - это ралли.


JC, победитель прошлого ралли потерял около 20 минут на той же стадии что и я, на таком же ретардере, который проще было сбить чем обьехать. А 20 минут это очень большое время даже по меркам местных ралли, так что шансов на подиум у него уже не было.


EP Racing team, команда из BC, прошла почти все ралли в хорошем темпе но на предпоследней стадии сгорела турбина.



Тем не менее, на этот раз, в общем зачете весь подиум заняли субары. А победитель в группе 2, Eric Grochowski, отстал от субар совсем не много - ровно 2 минуты отделили его от третьего места в абсолюте.

Победитель ралли Max Riddle. Congratulations!


Видео материалы:

Huge thanks to Krystian and his team for ride on his trailer for my car!